На Главную Гостевая Почта Журнал "Апокриф"

Протоиерей Геннадий Фаст

ВИДЕНИЕ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА

...Начинается новое и последнее апокалипсическое видение тайнозрителя и апостола Иоанна Богослова. По нашему делению, это седьмая картина Апокалипсиса. Картина вечности — нового неба, новой земли и нового Иерусалима.

Перед взором тайновидца померкло последнее видение этого мира. Мир канул в вечность, и его больше нет. Но не мрак и пустота окутали после этого пророка, новая, дивная картина открылась ему. То, что не видел глаз, чего не слышало ухо и что не приходило на сердце человеку (1 Кор. 2,9) — засверкало и засветилось во всей красе перед Иоанном. В духе он был за чертой времени и этого бренного мира. Уже не грядущие события, имеющие потрясти Вселенную, виделись ему, но — вечность. Все, что некогда будет, осталось позади. Всего неизмеримого космоса нет, век — кончился. Дух пророка переносится как бы в иное измерение, а точнее — в неизмеримое, вечное, в мир иной. С момента творения мира и до Страшного суда существует время. Оно — как капля, брошенная в неизмеримый океан вечности. Лучи Писания освещают всю эту “каплю времени” и показывают нам ее во всей полноте. Но несколько лучиков выходит из “капли времени”, теряясь в океане вечности, позволяя нам что-то познать о нем.

Со священным страхом и трепетом приникнем и мы к этому таинственному видению невидимого.

21.1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

Библия начинается словами “в начале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1,1), а в ее последнем повествовании говорится о новом небе и новой земле, о великом “пакибытии” Вселенной (Мф. 19,28). Начало Библии — бытие, конец — пакибытие (паки=снова, пакибытие=сновабытие — слав.). Как в водах святого крещения, в “бане пакибытия” (Тит. 3,5) прекращается ветхое бытие души и начинается новое, так в огненном крещении Страшного суда прекращает свое ветхое бытие Вселенная и начинается пакибытие мира. Во всем Писании слово “пакибытие” употреблено два раза: Мф. 19,28 и Тит. 3,5. Один раз говорится о пакибытии души через воды крещения, а другой раз — о пакибытии мира через огонь суда. Бытие мира было нарушено грехом. Но вот уничтожен грех, начинается пакибытие. Прежнее небо и прежняя земля миновали, ибо потеряли свое бытие в Боге и настолько были испорчены, что нуждались не в исправлении и улучшении, а в новом бытии, пакибытии. Как о крещеной душе сказано: “Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое” (2 Кор. 5,17), так и о новом мире: “Ибо прежнее прошло... се, творю все новое” (21,4.5). С другой стороны, речь идет не об уничтожении прежнего мира и сотворении нового, но о прохождении прежнего бытия и начале нового бытия, “пакибытия” той же самой твари. Псалмопевец говорит о земле и небесах, что “все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся” (Пс. 101,27). Не о новом сотворении мира, а о новом бытии прежнего мира говорит псалмопевец Давид словами: “и Ты обновляешь лице земли” (Пс. 103,30). Святой Иоанн Богослов так пишет об этом в своем послании: “Тьма проходят и истинный свет уже светит”, и еще: “И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1 Ин. 2,8.17). Апостол Павел так писал о прежнем бытии мира: “Ибо проходит образ мира сего” (1 Кор. 7,31), а о пакибытии: “И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих” (Рим. 8,21). А в Евангелии сказано, что “небо и земля прейдут” (Мф. 24,35), в славянском переводе — “мимо идут”...

Сказав, что прежнее небо и прежняя земля миновали, Иоанн еще добавляет: и моря уже нет.

Вода была основанием, первичной стихией прежнего мира. “Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою” (2 Пет. 3,5). “Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою” (Быт. 1,2). Новое небо и новая земля выйдут из стихии огня, в котором кончится первый мир. А потому и основанием нового мира будет не вода, моря уже нет, а огонь света (21,23-24; 22,5)...

Можно же здесь разуметь и буквально, что не будет моря прежнего мира, “ибо оно уже не будет нужно людям” (Андрей Кесарийский). Для чего и море, часто бурное и гибельное, зрелище ужасов и мятежа стихий, оно не может иметь места в жилище вечной тишины и безопасности. Тогдашний мир был не только “составлен из воды и водою”, но и “погиб, быв потоплен водою” (2 Пет. 3,6). Вода — стихия жизни первого мира, была и стихией гибели, ужаса и смерти. На новой земле моря уже нет...

Далее Иоанн описывает ангельское измерение города.

21.16-17 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.

Стадия — древнегреческая мера длины, составляющая около 185 метров. 12 000 стадий=2 220 000 метров = 2 220 км. Таким образом, небесный город представляет собой куб ребром в 2 220 км. Чтобы лучше представить себе величину города, укажем примерно вершины квадрата, который могло бы занять основание города, будь он на нашей земле: Москва, Омск, северная часть Пакистана, г. Халеб в Сирии. Возвышался бы город примерно на треть радиуса Земли (радиус Земли равен 6 378 км.).

Высота стены — 144 локтя. Так как указано, что мера ангела совпадает с мерой человеческой, то можно здесь разуметь обычный локоть, то есть примерно полметра. Значит высота стены примерно 72 м. Это соответствует высоте 24-х этажного здания. Для нашего воображения это безусловно очень высокая стена, но она ничтожно мала в сравнении с высотой города. Ниже в 30 833 раза. В таком случае всю массу построек города можно представить себе в виде террас, восходящих от стен города к его вершине, увенчанной престолом Бога и Агнца (22,1).

Впрочем, сам текст Апокалипсиса на это никак не указывает. Сказано только, что основание квадратное, что длина города равна его ширине и высоте и даны величины длины (ширины и высоты) города, а также высота его стен.

Так эти числа указывают на неописуемое величие и неизреченную красоту, симметрию и соразмерность города! “Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою” (Пс. 138,17-18)!..

Но эти числа указывают не только на нумерическое (количественное) множество обителей, но и на благодатное множество Его даров. “От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать” (Ин. 1,16). Это море благодати обильно и в самых разных видах проявилось во святых Его (пророки, апостолы, святители, преподобные, мученики, бессребреники, праведные, юродивые). Обильно и многообразно будет и вознаграждение. “Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе” (1 Кор. 15,42-43). Так если уже в тлении, уничижении и немощи сеется такое изобилие и множественность благодатных сил и даров, о которых свидетельствует вся история Церкви, то каково будет восставшее в нетлении, славе и силе?! Каков город, таковы его обитатели, такова жизнь в нем!

Помимо этого число 12000=12? 1000 может означать тысячекратное умножение семени апостольского. Апостолами, их учением и благодатью, преподанной через них, населяется вся Церковь, населяется небесный город Иерусалим. И опять-таки “размеры” Церкви-города указывают, что она — апостольская. На это же могут указывать и размеры стен города: 144=12? 12 — сугубая проповедь апостольская, вера апостольская, подтвержденная делами апостольскими. Ранее (7,4) мы видели всех верных, представленных как 144 000 запечатленных. Соответственно этому символико-мистическому числу всех верных стена города их вечного жительства измеряется 144 локтями. Ибо стена — по Андрею Кесарийскому — есть также “божественное ограждение и покров, которым будут охраняемы святые”.

Андрей Кесарийский приводит еще такую расшифровку числа 12 000. 12 000:7=1714=1000+700+14. 1000 означает совершенство бесконечной жизни, 700 — совершенство покоя, 14=7*2 — двойное субботство души и тела. Заметим, что деление Андрея Кесарийского 12000 на 7 не случайное, ибо семь — число круга времен земных страданий, а 1714=1000+700+14 (7*2) трижды указывает на совершенство вечного покоя. То, что число 12000 равным образом (длина, ширина, высота равны) употребляется трижды, указует на обретение вечного покоя только в Троице, причем равно во Отце, в Сыне и в Духе Святом.

Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта — абсолютная незыблемость и прочность вечного города.

Длина и широта и высота его равны. Город живет жизнью Пресвятой Троицы, единосущной, нераздельной и неслиянной. Как не бывает длины без широты и без высоты, ибо все в этом мире трехмерно, так и Бог в трёх ипостасях, а Церковь — в Боге-Троице (“полнота Наполняющего все во всем” Еф. 1,23). Как нельзя одно измерение отделить от другого (длину от ширины), так и Троица нераздельна. И как, наоборот, нельзя свести одно измерение к другому, так неслитны ипостаси Троицы и несводимы одна к другой. Как длина, широта и высота характеризуют один и тот же объект, так единосущна и Троица. Длина, широта и высота города равны, так равны в Божестве Отец, Сын и Дух Святой. Небесный город Иерусалим предстал тайнозрителю обителью живоначальной, нераздельной и единосущной Троицы. Об этом написано на страницах Писания: “Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею” (Еф. 3,18-19)...

ДАЙДЖЕСТ
Другие авторы о Новом Иерусалиме.
Hosted by uCoz